ФОТОГРАФИИ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ.
проект: 10 ХРЕБТОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
проект: 10 ХРЕБТОВ ГОРНОГО АЛТАЯ
ПУТЕВОДИТЕЛЬ. КАРТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПОГОДА В ГОРНОМ АЛТАЕ.

Меню сайта.

 

СТАТЬИ и КНИГИ. ЮЖНЫЙ ПОЛЮС.

Южный полюс. Руал Амундсен.

Скачать весь текст.

ПЛАН И СНАРЯЖЕНИЕ
"Богиня счастья - женщина. Если хочешь владеть ею, хватай ее и уводи. Бесполезно играть на мандолине под ее окошком" Рекс Бич. "Северный полюс достигнут!" Известие об этом мгновенно облетело весь мир. Цель, о которой столь многие мечтали, ради которой столь многие трудились и страдали, даже жертвовали своей жизнью, - была достигнута. Сообщение об этом дошло до нас в сентябре 1909 года. Я в тот же момент ясно понял, что первоначальный план третьего похода (Первый поход Ф. Нансена (1893-96 гг.) - знаменитый дрейф "Фрама" в Сев. Ледовитом океане. Второй поход - экспедиция Отто Свердрупа (1902-1905 гг.) в воды Сев. Америки.-Прим. Ред.) "Фрама" - исследование северного полярного бассейна - заколебался. Уж если спасать задуманное дело, то нужно действовать быстро, без проволочек. С той же быстротой, с какой известие пролетело по телеграфному кабелю, с той же самой быстротой я решил переменить фронт - перестроиться и обратиться лицом к югу! Конечно, при составлении своего плана я принимал во внимание, что третье плавание "Фрама" будет прежде всего научной экспедицией, не стремящейся к погоне за рекордами; конечно, многие жертвователи горячо поддерживали меня, имея в виду выполнение мною именно первоначального моего плана. Но обстоятельства переменились, у меня было мало шансов привести в исполнение свой первоначальный план, и поэтому я счел, что не будет ни неблагодарным, ни нелояльным по отношению к моим жертвователям, если я сделаю такой решительный шаг, который сразу же восстановит прежнее соотношение вещей, оправдает уже произведенные большие затраты на экспедицию .и не сведет насмарку оказанную мне крупную денежную помощь. Поэтому я с легким сердцем решил отложить года на два выполнение своего первоначального плана, что-. бы за это время постараться раздобыть недостающие средства. Предпоследняя задача полярного исследования, пользующаяся популярностью широких масс, - открытие северного полюса, - была решена. Если бы мне теперь посчастливилось пробудить интерес к задуманному мною предприятию, то оставалось бы сделать только одно: постараться разрешить последнюю великую задачу - открыть южный полюс! Знаю, на меня было много нападок за то, что я не сразу оповестил о своем расширенном плане, чтобы заранее ознакомить с ним как своих кредиторов, так и исследователей, подготовлявшихся к экспедиции в те же области. Я знал, что подобные нарекания непременно будут, а потому тщательно взвесил и эту сторону дела. Что касается лиц первой категории-людей, внесших денежные средства на мою экспедицию, то и в этом отношении я скоро успокоился. Это были все люди крупные, и они не стали бы спорить со мной о том или ином использовании мною средств, ими пожертвованных. Мне было известно, что среди них я пользуюсь таким большим доверием, что они поймут создавшееся положение, зная, что, когда настанет время, их помощь будет использована именно на ту цель, которую они имели в виду. Теперь у меня есть бесчисленные доказательства того, что я тогда не ошибался. Что же касается последней категории - других антарктических экспедиций, намечавшихся в это время, то и они не пробуждали во мне особых угрызений совести. Я знал, что успею ознакомить капитана Скотта со своими расширенными планами до того еще, как он покинет цивилизованный мир, а потому не придавал особого значения тому, узнает ли Скотт о моих замыслах на несколько месяцев раньше или позже. План и снаряжение Скотта настолько отличались от моего плана и снаряжения, что я считал телеграмму, посланную ему мною потом с сообщением о нашем отплытии в Антарктику, скорее знаком вежливости, чем сообщением, которое хотя бы в ничтожной степени могло повлиять на изменение программы действий Скотта. Английская экспедиция целиком базировалась на научных исследованиях. Полюс стоял у нее только на втором плане, тогда как мои расширенные планы касались прежде всего полюса. Науке предоставлялось самой пристраиваться к этому небольшому отклонению от пути! Мне было ясно, что по тому направлению, по которому я рассчитывал идти, мы не можем достичь полюса, не обогатив в значительной степени науки в ее различных отраслях. Снаряжение у меня было совершенно иное, и я очень сомневаюсь в том, чтобы капитан Скотт, имевший такой большой опыт в исследованиях областей южного полюса, в какой-нибудь степени уклонился бы от тех путей, на которые ему указывал его опыт, и переменил бы свое снаряжение на то, которое я считал лучшим для себя. И в отношении средств я тоже уступал Скотту. Что же касается лейтенанта Шираза на "Кайман Мару", то, насколько я понимал его план, он решил уделить все свое внимание Земле короля Эдуарда VII. Таким образом, взвесив всесторонне этот вопрос, я принял решение, о котором уже упоминал, и план мой был бесповоротно утвержден. Если бы я в это время опубликовал свое намерение, то оно дало бы повод к газетной шумихе, и все могло бы кончиться тем, что младенец был бы задушен при рождении. Все нужно было подготовить в тиши. Единственным человеком, посвященным в перемену плана, был мой брат, на абсолютную скромность которого я мог слепо положиться. За то время, когда только мы двое знали об этом, он оказал мне множество услуг. Затем вернулся домой лейтенант Т. Нильсен - в то время помощник капитана "Фрама", ныне его капитан, и я счел нужным сейчас же сообщить ему о своем решении. То, как он отнесся к этому, показало мне, что мой выбор сделан удачно. Я понял, что в его лице я нашел не только способного и надежного человека, но и хорошего товарища. А это было весьма важно! Когда отношения между начальником и его помощником хорошие, то легко избежать многих неприятностей и излишних недоразумений, Кроме того, такое взаимное понимание служит хорошим примером и является добрым залогом для взаимного понимания всех вообще на судне. Большим облегчением было для меня возвращение домой капитана Нильсена в январе 1910 года: он мог мне помочь, что он и сделал с такой готовностью, находчивостью и исполнительностью, что я не нахожу слов благодарности. План похода "Фрама" на юг был следующий: уход из Норвегии - самое позднее в середине августа. Остров Мадейра должен был быть первой и единственной остановкой. Отсюда курс прокладывался по наилучшему пути для парусника, - "Фрам" не мог считаться иным судном,-на юг через Атлантический океан и на восток через Южный океан к югу от мыса Доброй Надежды и Австралии, чтобы приблизительно к новому 1911 году пройти через сплошной лед и войти в море Росса. Операционной базой я выбрал самый южный пункт, до которого можно дойти на судне, - Китовую бухту в великом ледяном барьере Антарктики. Мы надеялись дойти туда около 15 января. Высадив здесь намеченную партию зимовщиков - около 10 человек, материалы для постройки дома, снаряжение и провиант на два года, "Фрам" должен был пройти к Буэнос-Айресу, чтобы оттуда совершить океанографическую экспедицию через Атлантический океан к берегам Африки и обратно. В октябре он должен был снова вернуться в Китовую бухту и забрать там зимовщиков. В то время предположения на этом и останавливались, Дальнейший ход экспедиции мог быть определен лишь позднее, когда будут выполнены работы на юге. Мои знания о барьере Росса были почерпнуты исключительно из книг, но я изучил литературу об этой области так хорошо и тщательно, что, когда впервые столкнулся с этим могучим массивом, мне показалось, что я знаю его уже много лет.

Скачать весь текст.

 

ROALD AMUNDSEN SYDPOLEN
Перевод с норвежского М. П. Дьяконовой
Под редакцией М. А. Дьяконова
Предисловие проф. В. Ю. Визе
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ - 1937

Май-2007


Обратная связь.

v_gorah@ngs.ru

 
ФОТОГРАФИИ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ. КАРТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПОГОДА В ГОРНОМ АЛТАЕ.
 
Обновление 28-Jul-2007 10:27
Creation of a site by S.A.I. in 2007. ©
Обновление 28-Jul-2007 10:27

Сайт создан в системе uCoz