ФОТОГРАФИИ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ.
ФОТОГРАФИИ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ. КАРТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПОГОДА В ГОРНОМ АЛТАЕ.  
 
КАРТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПОГОДА В ГОРНОМ АЛТАЕ.

Меню сайта.

 

КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТОВ И ПЕРЕВАЛОВ.
Путеводитель по Горному Алтаю.
 

Уже в продаже. ЧТО, ГДЕ, КАК и КУДА?
Цель этого путеводителя дать ответы на вопросы туристов, начинающих и особенно продолжающих, путешествовать по Горному Алтаю.

ЧТО - какие достопримечательности и что еще интересного можно увидеть в Горном Алтае (в Республике Алтай)?
ГДЕ - в каком районе и в каких местах этого района можно это увидеть?
КАК - по какой дороге, каким транспортом и за сколько можно туда добраться?
КУДА - еще можно съездить в Горном Алтае?

Подробнее здесь...


Категории сложности маршрутов и перевалов.

Требования к категорийным походам приведены в таблице. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категории сложности похода.

Виды туризма
и характеристики походов
Категории сложности походов
I
II
III
IV
V
VI
Продолжительность похода в днях (не менее)
 
6
8
10
13
16
20
Протяженность маршрута в километрах (не менее)
пешеходных
130
160
190
220
250
300
лыжных
130
160
200
250
300
300
горных
100
120
140
150
160
160
водных
150
160
170
180
190
190
велосипедных
400
500
650
800
1000
-
мотоциклетных
1000
1500
2000
2500
3000
-
автомобильных
1500
2000
2500
3000
3500
-
парусных
150
200
300
400
500
-
Количество пещер для спелеологов
5
4-5
1-2
1-2
1-2
-

Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода

Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 % по сравнению с указанной в таблице 2) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.

Горный туризм.

Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий сложности перевалов - от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к. т. называются некатегорийными (н/к). Классификация перевалов приведена в "Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов" и дополнениях к нему.

Категория трудности (к. т.) перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки...) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у перевала 3Б означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства прохождением) перевалов 3Б.

Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.

Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице.

Категория
сложности
похода
Минимальное количество категорийных перевалов
всего
в том числе категорий трудности
I
2
2
-
-
-
-
-
II
3
1
2
-
-
-
-
III
4
 
1
2
-
-
-
IV
5
 
1
1
2
-
-
V
6
 
 
1
1
-
-
VI
7
 
 
 
1
2
1

 

Таблица оценки трудности перевалов.

Категория трудности перевала
Характер наиболее сложных участков пути
Техника и условия передвижения
Общее t преодоления перевала. Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (I)
Необходимое специальное снаряжение
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30° ; пологие (до 15° ) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах. Простейшая индивидуальная техника передвижения; самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне. Несколько часов. n=0; I=0 Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу.
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45° ), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом: закрытые ледники с участками скрытых , трещин. Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможны ночевки на границе ледниковой зоны. Не более одного дня. n = до 5; I = до 40-50 м. Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток.
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45° ); закрытые ледники и несложные ледопады. Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование "кошек" или рубка сту- пеней; может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне. Не более суток n=5-10; I=до 80-100 м. (2-3 веревки подряд) Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и "кошки" на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых 2-3 человек.
Крутые (свыше 45° ) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м.) стенные участки; ледопады средней сложности. Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков; спуск по веревке ("дюльфер"). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне. Не менее суток. n= 5-20; I= до 200 метров (3-5 веревок подряд) Кроме перечисленного для перевалов 2А к.т., : тормозные устройства для, спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.
Крутые (от 45 до 65° ) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности; стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады. Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил. До двух суток n= 10-40 I=от 200 до 500м. (до 10 веревок подряд) Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке; возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины; может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске.
То же, что и для 3А, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60° и более. Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток; специальной, рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки; отличного владения техникой всеми участниками; безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации "сидячих" или "висячих" биваков. Не менее двух суток. n=более 30; I = 500 м. и более(более 10 веревок подряд) То же, что и 3А. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Допускается наличие участков любой протяженности со сложностью, характерной для перевалов предшествующих категорий.

Под точками страховки подразумеваются места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т.п., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

Наличие потенциально опасных участков (камнепады, лавины, ледовые обвалы) не влияет на категорию трудности перевала и должно учитываться в тактике прохождения и в подборе снаряжения.

Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждых 2—3 человек.

 

Категория трудности участков.

К основным факторам, определяющим трудности участков, относятся: крутизна, характер, форма, размеры, положение и количество зацепок, уступов, трещин, полок и других микро-, элементов торного рельефа, позволяющих альпинистам производить движение, а также расположение микрорельефа по абсолютной высоте на маршруте и его состояние.
Относительными показателями трудности участков для соответственно подготовленной труппы могут служить: скорость прохождения участка, возможный и наиболее рациональный способ передвижения по участку при подъеме и при спуске, возможность прохождения участка с рюкзаком (определенным грузом), необходимое специальное снаряжение для прохождения участка и обеспечения на нем безопасности.
Таким образом, трудность участков можно характеризовать следующим образом:
Участок нулевой (0) — очень легкой трудности. Это широкие осыпные, травянистые, снежные, сильно разрушенные скальные гребни и склоны крутизной до 10—20°. Участки проходятся одновременным движением всей группы в обычной туристской обуви, без использования какого-либо специального снаряжения.
Участки первой (I) — легкой трудности — это осыпные, снежно-ледовые участки крутизной 15—30° и некрутые скальные участки. При подъеме и спуске они преодолеваются одновременным движением всей группы с использованием рук для поддержания равновесия. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка. Снаряжение: ботинки, ледоруб, для организации страховки — веревка.
Участки второй (II) — простой трудности — это снежно-ледовые участки крутизной 25—30° и некрутые скалы. При подъеме и спуске преодолеваются попеременно (иодготовленными альпинистами одновременно) с использованием рук для создания опор. При прохождении требуется элементарная альпинистская подготовка. Снаряжение: ботинки альпинистские, ледоруб, кошки, для организации страховки — веревка, возможно, и крючья.
Участки третьей (III) — средней трудности, с этой трудности начинается собственно альпинизм, т. к. движение по таким участкам требует специальной альпинистской подготовки и снаряжения для организации безопасного движения (страховки). Участки средней трудности — это ледово-снежные участки крутизной 30—45°, как правило, проходимые в три такта или на кошках; крутые скальные склоны, ребра, внутренние углы, камины, гребни, стенки с хорошими многочисленными зацепками, выступами, расщелинами, позволяющими надежно передвигаться, или гладкие, но пологие плиты, ребра, гребни, желоба. Подъемы по участкам средней трудности осуществляются свободным лазанием с основной нагрузкой на ноги и с рюкзаком. Спуски осуществляются в основном спортивным способом или дюльфером, а также свободным лазанием, хотя в этом случае затруднительны. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — крючья, веревки, карабины, молотки, расходный репшнур.
Участки четвертой (IV) — выше средней трудности (трудной). Это крутые (40—55°) ледово-снежные склоны и гребни с разнообразными снежными карнизами, прохождение которых осуществляется в основном на передних зубьях кошек; крутые скальные участки с ограниченным количеством за цепок, выступов, уступов, трещин, и расщелин, требующие напряженного свободного лазания и хорошего владения тех никой передвижения подгорному рельефу. Прохождение участков с рюкзаком возможно, но сильно затруднено. Для обеспечения безопасности первый должен преодолевать стенные участки на двойной веревке. Спуск по участкам — в основном дюльферами, в некоторых случаях возможен спортивным способом. Снаряжение: альпинистская обувь, кошки, ледорубы, для организации страховки и самостраховки — различные скальные крючья, ледобуры, закладки, карабины, молотки, расходный репшнур, веревки.
Участки пятой (V) трудности — трудные. Это крутые (более 45°) ледово-снежные склоны, стенки и гребни с разнообразными снежными карнизами, которые проходятся на передних зубьях кошек, но в основном требуют создания искусственных точек опоры. Это также крутые заглаженные скалы разнообразного горного рельефа с очень ограниченным количеством неудобных зацепок, упоров, выступов, уступов, расщелин, щелей, позволяющих осуществлять свободное движение только хорошо подготовленным спортсменам-альпинистам, с возможной организацией на коротких (2—3 м) участках искусственных точек опоры; эти скалы, однако, имеют достаточное количество трещин, щелей и расщелин для создания надежной страховки, а также (хотя и редко) полки, не очень удобные площадки для организации смены ведущего. Для прохождения трудных участков требуется хорошая специальная альпинистская техническая, тактическая, физическая и моральная подготовка. Движение осуществляется в основном свободным лазанием, но только попеременно, Подъем первого с рюкзаком более 15—18 кг практически невозможен. Спуски осуществляются только дюльферами. Снаряжение: специальная альпинистская обувь, кошки, ледорубы, большой набор разнообразных скальных крючьев, закладных элементов, буры, карабины, молотки, вспомогательный репшнур, лесенки. Страховка и самостраховка — только крючьевая.
Участки шестой (VI) трудности — очень трудные. Это гладкие вертикальные и нависающие скалы с весьма ограниченным количеством неудобных и малых по размерам зацепок, упоров, выступов, уступов, необходимых для организации движения, и даже трещин, позволяющих организовать искусственные точки Опоры, страховки и самостраховки, практически отсутствуют даже короткие узкие (на одного человека) полки для отдыха. Места страховки, самостраховки и смены ведущего в основном висячие. Участки требуют для их прохождения отличного владения высшей альпинистской специальной техникой передвижения, тактической, физической, психологической и моральной подготовки, владения специальной альпинистской техникой и могут проходиться ограниченным количеством очень хорошо подготовленных спортсменов-альпинистов. Спуски дюльферами затруднены и требуют определенной подготовки маршрута спуска при подъеме.

Во всех описаниях восхождений должно быть четкое разграничение между свободным (чистым) и искусственным лазанием. Маршрут или его часть могут считаться пройденными свободным лазанием, если крючья, клинья, закладки и другие вспомогательные средства используются только для страховки, а не как дополнительное средство при преодолении технических трудностей маршрута.

Оценка трудности свободного лазания производится римскими цифрами от I до VI с промежуточными ступенями: нижней (-) или верхней (+) границы. Если при свободном лазании состояние скал требует использования вместо обычных шлямбурных (экспансионных) крючьев, то это обозначается добавлением буквы «е». Например: «Ve».

Оценка трудности искусственного лазания производится буквой «А» в сочетании с арабскими цифрами от 1 до 5. Дополнительное использование шлямбурных крючьев и здесь обозначается добавлением буквы «е». Например: «А1е».

Для свободного лазания приняты шесть степеней трудности, которые обозначаются следующим образом:
I — легкий
II — умеренно тяжелый
III — тяжелый
IV — очень тяжелый
V — особенно тяжелый
VI — чрезвычайно тяжелый

И если, начиная хотя бы с III категории, добавлять знаки минус и плюс, то оказывается в общей сложности 14 степеней оценки. Свободное лазание VI категории трудности — верхняя граница человеческих способностей — под силу лишь самым опытным скалолазам.

Для оценки трудности искусственного лазания используются 4 степени. При этом «A1» означает, что крючья и другие вспомогательные средства применяются сравнительно редко и проход требует сравнительно немного силы, выносливости и мужества.

Большие цифры означают большие трудности при забивании крючьев и большие физические затраты (преодоление карнизов, навесов и т. п.), которые требуют от скалолаза все больших способностей.

После обозначения категории трудности в начале описания восхождения должны следовать такие важные для восходителя сведения, как:

- защищенность маршрута — открытые и не защищенные от ветра места и т.п.;
- утомительные, напряженные маршруты;
- состояние скального рельефа — разрушенные скалы и т.п.;
- опасность камнепадов, лавин, ледовых обвалов и т.п.;
- тактические сложности, трудная ориентировка и т.п.;
- плохая возможность или полное отсутствие возможности возвращения после определенных участков маршрута;
- климатические опасности: резкая перемена погоды и т.п. общая высота в метрах и протяженность маршрута (в России принята система паспортов восхождений);
- протяженность отдельных участков маршрута — наиболее сложных, так называемых ключевых;
- время, необходимое для преодоления маршрута или ключевых участков;
- места для биваков;
- число, безусловно, необходимых крючьев и другого снаряжения; логичность, красота и другие преимущества маршрута.
При оценке восхождения должна даваться в первую очередь категория трудности наиболее трудных участков. Если большая часть других участков имеет меньшую трудность, то их степени трудности должны приводиться последовательно.

Если маршрут имеет участки как свободного, так и искусственного лазания, то это должно найти выражение в символах для каждого вида раздельно. «Всеобщей» оценки не должно быть, так как невозможно установить таких норм. Общая оценка маршрута должна исходить из оценки отдельных участков пути, дополнительных условий, длины маршрута и из сравнения с ранее пройденными маршрутами.

Оценка трудности должна базироваться на нормальных условиях маршрута. Часто посещаемым маршрутам, оснащение которых (петли, перила, крючья, удаленные «живые» камни и т. п.) можно рассматривать как стабильное, категории трудности необходимо указывать для современного состояния.

Наряду с путями подъема в маршруте должен быть подробно указан легчайший путь спуска с вершины. Направление «налево» и «направо» в этом случае задается при условии, что наблюдатель стоит лицом к долине. Должна быть указана возможность использования оставленных крючьев.

Технические трудности ледовых и снежных восхождений обычной системой не могут быть охвачены, так как они в значительной мере зависят от склона и существующих в данное время соотношений, для которых невозможно найти никаких норм.

В описании ледовых и снежных маршрутов должны быть как можно точнее указаны крутизна и протяженность снежных склонов, ледовых сбросов или стен, а также даны указания о возможных опасностях, особенно схода лавин или ледовых обвалов.

При составлении описаний новых маршрутов категория трудности должна задаваться первопроходителями условно, до тех пор, пока не будет накоплен дополнительный опыт от повторных восхождений по данному маршруту и появится возможность более точного определения категории трудности.

Для эскизов (схем) маршрута устанавливается система символических знаков (jpg, zip, 124 kb), которая дает возможность всем горовосходителям воспроизвести условия маршрута без словесного описания. 

 

Категории сложности маршрутов.

Маршруты 1Б категории сложности
К маршрутам 1Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 м до 5000 м над уровнем моря, средней протяженностью 500 м, средней крутизной 10—25°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности, но должны включать 20—30 м и более участков I — легкой трудности, скальных или иметь несколько коротких (3—15 м) участков II — простой трудности, либо 80—100 м и более снежно-ледовых участков I — легкой трудности, или иметь короткие (30—40 м) участки II — простой, трудности. Продолжительность прохождения маршрута — от 1.5 до 5—8 часов. При массовых восхождениях, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2А категории сложности
К маршрутам 2А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, снежно-ледового и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м. Средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой трудности и I — легкой трудности, но должны включать не менее 5—20 м скальных участков II — простой трудности или не менее 80—100 м снежно-ледовых участков II — простой трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 6—10 часов. На некоторых участках, возможно, потребуется крючьевая страховка.

Маршруты 2Б категории сложности
К маршрутам 2Б к.т. относятся маршруты и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 500 до 6000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 550 м, средняя крутизна — 15—30°. Маршруты в основном состоят из участков 0 — очень легкой и I — легкой трудности, но должны включать участки II — простой трудности: скальные — не менее 15—30 м и более или снежно-ледовые — не менее 80—100 м и более, либо иметь несколько коротких участков III — средней трудности: скальных — по 3—10 м или снежно-ледовых — по 20—50 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2А к.т., и неограниченное количество маршрутов 1Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 2 до 5—8 часов. Требуется, хотя и не всегда, крючьевая страховка (1-3 крюка).

Маршруты ЗА категории сложности
К маршрутам ЗА к.т. относятся маршруты восхождений и траверсов скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I — легкой и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 5—20 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 2Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б и 2А к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — от 3 до 10 часов. В большинстве случаев требуется крючьевая страховка. На спусках возможно применение спортивного способа, а иногда дюльферов.

Маршруты ЗБ категории сложности
К маршрутам ЗБ к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 6500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 600 м, средняя крутизна — 20—40°. Маршруты в основном состоят из участков I и II — простой трудности, но должны включать участки III — средней трудности: скальные — не менее 20—30 м и ледово-снежные — не менее 100—300 м, либо иметь несколько коротких участков IV — выше средней трудности: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—100 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 3А к.т. и могут включать неограниченное количество маршрутов 1Б и 2-й к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 3—10 часов. Часто требуется крючьевая страховка (2—6 крючьев). Спуск — спортивным способом или дюльферами.

Маршруты 4А категории сложности
К маршрутам 4А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 650 м, средняя крутизна — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 20—50 м или ледово-снежные — не менее 50—200 м. Траверсы должны включать не менее пяти маршрутов ЗА к.т. или не менее трех маршрутов ЗБ к.т., либо соответственно при одном маршруте ЗБ к.т. — не менее четырех маршрутов ЗА к.т., а при двух маршрутах ЗБ к.т. — не менее одного ЗА к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-2Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 5—6 часов и более. Для организации страховки и самостраховки на маршрутах необходима забивка 10—20 крючьев. Первый должен использовать двойную веревку, возможна организация на маршруте ночевок. Спуски по маршрутам на участках выше средней трудности осуществляются, как правило, спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 4Б категории сложности
К маршрутам 4Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 600 до 7000 м над уровнем моря, средней протяженностью маршрута 650 м, средней крутизной — 30—50°. Маршруты в основном состоят из участков II — простой и III — средней трудности, но должны включать участки IV — выше средней трудности: скальные — не менее 40—80 м или ледово-снежные — не менее 200—400 м, либо иметь несколько коротких V трудности участков: скальных — по 3—15 м или ледово-снежных — по 50—150 м. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. На большинстве маршрутов требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 10—15 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5А категории сложности
К маршрутам 5А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 1000 до 7500 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 700 м, средняя крутизна — 40—60°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности, но должны включать участки V трудности: скальные — не менее 10—40 м или ледово-снежные — не менее 100—400 м. Траверсы должны включать не менее одного маршрута 4Б к.т. и одного маршрута 4А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-ЗБ к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 6—8 и более часов. Как правило, на маршрутах требуется организация ночевок. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 15—20 и более крючьев. Спуски по маршрутам осуществляются в основном спортивным способом и дюльферами.

Маршруты 5Б категории сложности
К маршрутам 5Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой от 2000 м и выше над уровнем моря. Протяженность маршрута — 750 м, средняя крутизна основной его части 45—70°. Маршруты в основном состоят из участков III — средней и IV — выше средней трудности с практическим отсутствием участков 1 и II трудности, но они должны включать участки V трудности: не менее 50 м скальных и не менее 300—500 м ледово-снежных либо включать несколько коротких (по 3—20 м) участков VI трудности. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5А к.т. и неограниченное количество маршрутов 1Б-4Б к.т. Продолжительность прохождения маршрутов — 8—10 часов и более. Маршруты, как правило, требуют навыков и умения организовывать ночевки на неудобных местах. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка 40—50 и более скальных крючьев. Спуски осуществляются только дюльферами.

Маршруты 6А категории сложности
К маршрутам 6А к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины высотой от 3000 м и выше над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 65—75°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-III трудности. Основу маршрутов составляют участки IV и V трудности, но должны быть и участки VI трудности протяженностью не менее 20—40 м с суммарной протяженностью не менее 200—250 м. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется забивка более сотни скальных крючьев. Маршруты требуют, как правило, организации одиночных сидячих и висячих (в гамаках) ночевок. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 5Б к.т. и неограниченное количество маршрутов 4—5А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.

Маршруты 6Б категории сложности
К маршрутам 6Б к.т. относятся маршруты восхождений и траверсы скального и комбинированного характера на вершины выше 3000 м над уровнем моря. Средняя протяженность маршрута — 800 м, средняя крутизна (исключая траверсы) — 70—80°. На маршрутах практически отсутствуют участки I-IV трудности. Основу маршрутов составляют участки V и VI трудности. Продолжительность прохождения маршрутов — не менее 3—4 дней. Для организации страховки и самостраховки требуется использование закладушек и забивка скальных крючьев более сотни раз. Бивуаки в основном висячие. Траверсы должны включать маршрут 6А к.т. Спуск — только дюльферами и требует хорошей организации его при подъеме.
 

 

 
Июнь-2007

Обратная связь.

v_gorah@ngs.ru

 
ФОТОГРАФИИ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ. КАРТЫ ГОРНОГО АЛТАЯ. ПОГОДА В ГОРНОМ АЛТАЕ.
 
Обновление 19-May-2010 8:09
Creation of a site by S.A.I. in 2007. ©
Обновление 19-May-2010 8:09

Сайт создан в системе uCoz