12 июня 2008 года. Т/б "Иволга" - Чулышман.
|
Новосибирск - Барангол - Акташ - Красные ворота - Улаганский перевал - Улаган - перевал Кату-Ярык - Ч улышман - Чульча - Чульчиснкий водопад - Барангол - Новосибирск |
11-15 июня 2008 г. Авто-пеший. Улаганский район. |
В 5 утра приехала третья машина, выехали они из Новосибирска часов в 9 вечера и сказали что движение на трассе всю ночь тоже было сплошников. Все торопились в Горный Алтай, чтобы отдохнут подольше. Они приехали, поставили палатки и легли немного поспать.
Ночь была самая холодная из тех, что я провел в Горном Алтае, не считая только ночевок на леднике. Так я еще не замерзал даже на высотах более 2000 метров. В лесу было сыро и холодно.
Спать уже надоело и вроде собираться надо. Встали часов 8. Пошел до реки посмотреть и пофотографировать. Погода стояла замечательная. Светило солнце и были облака, но еще было прохладно, приходилось ходить в куртке.

Река Катунь на т/б Иволга. |
Т.б "Иволга" находится в лесу между трактом и Катунью. Рядом с "Иволгой" находится еще база "Троя"/ С тракта их не видно. Но база с виду хорошая. Большие дома, лес, шикарные поляны, пляж на Катуни и т.п. Советую кто любит базы заехать сюда тоже для отдыха. Базы были полностью заняты на эти праздники.

Папаротник. |
В лесу растет папаротник и много всякой зелени. Как и должно быть, в начале лета и весной много клещей. На территории баз производят обработку от них. Мы же ставили палатки за территорией, но повезло, что клещей никто не нацеплял, может ночью было холодно для них.

Река Катунь на т/б Иволга. |
Собирались в это утро что-то долго (для меня). Все поели кто что смог или захотел, собрались и выехали примерно в 9:30.

Мост через реку Сема. |
На Семе останавливались, чтобы набрать воды в омыватель. Вышел за одно пофотографировать. Погода просто замечательная. Голубое небо, светит солнце, белые облака.

Семинский перевал. |
На Семинском перевале были в 11:05. Здесь вообще было почти чистое голубое небо. Но было холодно. Ходили в кофтах и куртках.

Снегозадержание на Семинском перевале. |
На Алтае впервые в июне и просто поражает яркая зелень растительности. В июле и августе уже все не такое зеленое, уже появляется много желтых оттенков. А сейчас просто зелень невероятная. НА Семинском перевале все поляны цвели оранжевыми огоньками. Тоже такого на Семинском еще не видел. Всех это очень поразили. И все у кого были фотоаппаратами были заняты минут 15 фотографированием этих огоньков.

Огоньки на Семинском перевале. |
Много деревьев увешаны белыми ленточками, но здесь их скорее всего вешают не алатйцы, а ничего не понимающие туристы в этих алтайских делах. Но красиво.

На Семинском перевале. |
После Онгудая остановились поесть в кафе. Время было примерно 12:30. Когда приехали были там 2 машины, после нас минут за 10-15 еще понаехало много машин. Видать место очень хорошее и много кто здесь останавливается. Речка течет рядом от кафе и тракта.

Река Урсул. |
В 13:35 были уже на перевале Чике-Таман. Остановились как всегда пофотогарфироваться. ТАк как не все здесь еще были, кто-то впервые. Вид был замечательный. Все пестрит зелеными оттенками.

Перевал Чике-Таман. |
Мы с женой пошли немного в низ в сторону спуска, там есть небольшая скалка, залезли на нее. Здесь очень удобно фотографироваться и красиво получается.

На перевале Чике-Таман. |
Потом остановились на 688 км сфотографировать Катунь.

688 км Чуйского тракта. |
ТАм был просто невероятный пейзаж.

688 км Чуйского тракта. Река Катунь. |
А в это время внизу по катуни проплывали 2 рафта и 1 катамаран. Народ там протсо отдыхал, они даже ничего не делали, просто плыли, а катамаран притом плыл задом наперед.

688 км Чуйского тракта. Река Катунь.
2 рафта и катамаран.
|
Остановились в Белом Боме в 15 часов сфотографировать, умыться, попить. И поехали дальше.

Фонтан в Белом Боме. |
Затем остановились в Акташе у магазинов, купили немного еды и поехали дальше в сторону Улагана. Там я еще не был, но уже давно хотел проехать по той дороге. Посмотреть на Красные ворота, озера, перевал и т.п. Из Акташа выехали в 16 часов.

Красные ворота. |
Восзле Красных ворот была машина из Новосибирска, они тоже ехали на Чулышман.

Красные ворота. |
Погода стояла та же. Голубое небо, печет солнце.

Красные ворота. |
Ходил кругом и фотографировал ворота. Высотой они примерно с пятиэтажку. Ходить конечно через них опасно, в любой момент может камень прилитеть.

Красные ворота. |
Дождались здесь вторую машины и поехали дальше.

Красные ворота. |
Да, сами ворота находятся вроде на 7 или 8 км от Чуйского тракта, совсем недалеко. Сначало в Акташе идет асфальт, потом начинается постоянный подъем в ущелье и дорога идет грунтово-щебнистая.
Через несколько километров доехали до мертвого озера Чейбеккель. Оно длиною в несколько километров и дорога проходит вдоль его берега.

Озеро Чейбеккель. |
Далее было еще одно озеро Узункель. Оно немного подальше от дороги находится.

Озеро Узункель. |
Потом увидели еще одно озеро, вышли его сфотографировать. Слева от озера были 2 палатки, на фото не видно. Очень красивое место здесь.

Озеро на Улаганском перевале. |
Это же озеро крупнее. За этим озером далее в долине есть еще 2 озерца поменьше.

Озеро на Улаганском перевале. |
Проехали еще метров 300 и оказались на Улаганском перевале 2080 м в 16:50. Оказалось что пердыдущее озеро находится можно сказать на самом перевале.

Улаганский перевал 2080 м. |
Здесь стояло несоклько машин. Здесь есть стоянка для машин. Туалет.

Кедры на Улаганском перевале. |
Все кедры увешаны белыми ленточками.

Улаганский перевал 2080 м. |
ТАк же здесь есть беседка со скамейками.

Улаганский перевал 2080 м. |
Пошел все в округе фотографировать.

Улаганский перевал 2080 м. |
С перевла открываются замечательные виды. есть на что посмотреть.

Улаганский перевал 2080 м. |
Вдали виден Курайский хребет, на самых больших макушках лежит свежий снежок.

Улаганский перевал 2080 м. |
На перевале растут небольшие кедры.

Улаганский перевал 2080 м. |
Есть где погулять и на что посмотреть.

Улаганский перевал 2080 м. |
Здесь от Чуйского тракта на трассе в Улаган 27 км. Не очень далеко, поэтому кто путешествует на машине советую до сюда доехать из Акташа. За эти 27 км есть на что посмотреть: ворота, несколько озер и перевал. перед первалом были новых 2 базы. Базы это конечно сильно натянуто сказно. Ну вроде кемпингов. небольшие домики и места под палатки. Возможно даже есть какой-то небольшой сервис и наверняка питание. Базы эти построили недавно, скорее всего они будут развиваться хорошо, так как сюда с каждым годом все больше и больше едет народу. На базах было видно, что есть народ.

Улаганский перевал 2080 м. |
Третья машина где то потерялась. Мы поехали дальше до Улаган, решили ждать их там.
После перевала до Улагана идет везде асфальт. Т.е. от Акташа до Улагана только 1/3 част ьдороги грунтовка, а 2/3 асфальт. Дорога хорошая, машин очень мало.

Река Кубадру. |
Через реку Кубарду хороший мост, остановились чтобы пофотографировать речку. По дороге если смотреть по сторонам, то часто можно увидеть сугробы снега высотой до метра возле реки. еще не весь снег даже растаял.

Усть-Улаган. |
На 54 км нас встретил Улаган или Усть-Улаган. Были здесь в 17:40. Т.е. от Акташа с остановками ехали примерно 1 час 40 минут.

Усть-Улаган. |
Место по своему красивое, село большое. Живут можно сказать только алтайцы.

Усть-Улаган. |
Через Башкаус здесь построен новый хороший мост, в селе главн
У нас была предварительная договоренность по телефону, что в Улагане мы возьмем УАЗик и он нас повезет до Телецкого озера и будет там с нами 3 дня.
Но как происходит на Алтае наверняка часто - нам отказали. Сказали что не могут нас везти. И УАЗик оказалчся наполовину грузовой, наполовину пассажирский, а нас 12 человек с вещами. Решили что найти хотя бы УАЗик для заброски до Чульчи и потом чтобыон нас забрал назад.
Поехали искать другой УАЗик, нашли шофера, оказался очень современно одетый молодой человек в черных очках, он их так при нас не разу и не снял. Он сказал нам цену в 6 тыс. рублей. Мы были готовы заплатить максимум 5 тысяч. Это сильно много за заброску в 60 км и потом забрать назад. Притом дорога хорошая, по которой ездят все кому не лень.
Решили пусть он отдыхает со своими 6 тысячами, а поедем на своих машинах.
Потеряли времени в Улагане 2 часа. Выехали из него примерно в 19:40.
Дальше надо было ехать на Балыктуюль.
Это село оказалось на 70 км. Дорога грунтовка. В самом селе асфальт.
Посредине села стоит указатель на Балыкчу, вот туда и надо ехать.
Теперь асфальта больше не будет. Сразу за селом идет небольшой подъем, потом дорога идет земленая по лесу, иногда кажется что вообще в полях каких то едешь и сомнения закрадываются туда ли мы едем или уже потерялась дорога совсем. Но когда появляются километровые столбы, то становится радостно, что мы еще не потерялись, а едем в правильно мнаправлении.

По дороге на перевал Кату-Ярык. |
Через несколько километров одна из 3 машин повернула назад по медецинским причинам и мы дальше ехали в 2 машины.
Уже стало темнеть. Навстречу нам встретили машину из Новосибирска. Семейная пара ехала на Телецкое озеро и решили уже повернуть назад. Мы их позвали с собой и они поехали с нами.
Накоенц-то доехали до перевала. Уже почти ничего не было видно. Темнота. Перевал длиной 3.5 км, спуск начинается на 32 км. Т.е. От Балыктуюля почти 32 км до перевла. Дорога грунтовая и щебнистая. Ехать на легковой быстрее 15-20 км/час не получается. Ехали сюда от Балыктуюля почти 2 часа.
Начался спуск. На перевале впервые, все темно, спуск не сильно крутой. Почти не страшно, так как не видно ничего кроме дороги, но слева а то справа темно синяя бездна. Спустились, вдали в доме горят огни. Видать кто то живет здесь.
Время было часов 10 вечера. НА Телецкое уже решили не ехать, а пойти только на Чульчиснкий водопад. Решили ехать дальше по темноте до Чульчи, чтобы утром в 6 утра не вставить. Ехать как нам сказали примерно 25 км. На спуске с перевал сразу стоит знак 35 км, значит нам примерно до 60 км надо.
Едем по темноте, спарва очень часто виднеются костры. Народу просто море на Чулышмане. Но в соновном стоят под перевалом и ближе к Чульче, ну и посредине тоже попадаются. Возле перевала сразу же невдалеке находится база. Тоже больше на кемпинг похожа. небольшие домики для ночевок. Ехали мы ехали, наконец то доехали до 60 км. По дороге в темноте пытался сориентироваться до куда ехать. Долину Чульчи вроде определил правильно. В общем еще пару километров после 60 км пришлось проехать.
Т.е. встали на 62 км, почти прямо напротив впадения Чульчи в Чулышман, немного ниже по течению. Горел костер, встали возле него. Это был джип и 4 молодых мужиков из Новокузнецка. Добрались до сюда в 12 ночи. от перевала 27 км ехали 2 часа. Один из нех не спал, сказал чтобы мы вставали рядом с ними, дал даже свой фанарь и угощал спиртным. Гостеприимный очень был молодой человек. Рассказал, что к ним приезжали алтайцы, просили выпить. Рассказал как он их отшил вежливо и настойчиво. В два ночи я пошел спать. На улице тепло.
Здесь большие поляны, палаток можно поставить очень много.